«Связной» породнится с Fly

Владелец «Связного» Олег Малис может обменять бренд Explay на долю в британской Fly.

О готовящейся сделке «Ведомостям» рассказал человек, близкий к «Связному». Информацию подтвердил знакомый нескольких менеджеров «Связного» и источник, близкий к владельцу Fly – британской Meridian Group. Малис или «Связной» (это зависит от того, как будет структурирована сделка) могут получить 20–30% Fly, предположил один из собеседников. Планируется, что Малис получит косвенный пакет Fly – через новую компанию, в которую будут переданы акции производителя смартфонов, говорит другой. Все трое сходятся на том, что доля будет оплачена брендом Explay. Под этим брендом компания «Эксплей», аффилированная с группой «Связной», выпускала смартфоны, мобильные телефоны, планшеты и другую технику.

Fly.jpg

По оценке «Евросети», по итогам 11 месяцев 2015 г. Fly занимала 6–10% российского рынка смартфонов по количеству проданных устройств и 3–4% по выручке. Весь этот рынок (правда, за девять месяцев 2015 г.) «Евросеть» оценивает в 4,2 млн устройств и 37 млрд руб.

В апреле 2015 г. доля Explay в штуках составляла 6%, а затем начала снижаться, следует из материалов «Евросети». Человек, близкий к производителю, объясняет это дефицитом оборотных средств: в начале 2015 г. компания своевременно погасила кредит на 1,5 млрд руб., а взять новый не смогла из-за смены собственников «Связного». В конце 2014 г. основатель «Связного» Максим Ноготков не смог рассчитаться с кредиторами и группа перешла в руки Малиса, унаследовавшего права требования по долгу Ноготкова перед «Онэксимом».

Meridian Group не раскрывает финансовые и операционные показатели. По данным The Economic Times, в 2010 г. ее выручка составляла $130–140 млн. Выручка Explay в 2014 г. составила 12,9 млрд руб. (+34% год к году), EBITDA – 800 млн руб. (+33%), следует из ее материалов (копия есть у «Ведомостей»). Представитель «Связного» Мария Заикина не комментирует эти данные.

Если эти цифры верны, то бренд Explay можно оценить в $7–8 млн, максимум $10 млн, считает управляющий директор BrandLab Александр Еременко. Вклад бренда в стоимость Explay невелик, так как инвестиции в его продвижение относительно невысокие, говорит он. Как и большинство локальных брендов, он может быть интересен покупателю в первую очередь ценой, представленность в рознице особой роли не играет, считает Еременко.

Что будет с бизнесом Explay после того, как он перейдет под контроль Fly, собеседники «Ведомостей» не говорят. Explay начинался как бренд «Связного», но скоро перестал быть «придворной маркой»: команде менеджеров «Эксплей» во главе с гендиректором Эдуардом Ващенко удалось ввести устройства и в ассортимент других розничных сетей, передал «Ведомостям» директор по развитию бизнеса другого локального разработчика устройств, «Лаборатории Lexand», Михаил Чернышов. Будущее Explay будет сильно зависеть от того, кто займется развитием бренда дальше, считает он: опыт других локальных брендов свидетельствует, что смена руководителей, стоявших у истоков бизнеса, вредит его развитию. С уходом ключевых менеджеров либо существенно падают обороты, либо компания вовсе уходит с рынка, согласен гендиректор Texet Александр Корольков.

Сделка может быть выгодной и для Fly, и для «Связного», считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Основным каналом продаж Fly в России была «Евросеть», а теперь этому бренду может найтись место и в «Связном», объясняет он. Кроме того, Fly, до сих пор известная как производитель смартфонов и телефонов, благодаря Explay может освоить и другие сегменты рынка – выпуск планшетов, навигаторов и другой портативной электроники.

tabl.png