Бренд-айдентика для американского стартапа от российских дизайнеров
Бренд-айдентика для американского стартапа от российских дизайнеров
9 августа международный конкурс дизайна Red Dot огласил победителей, среди которых российская BrandLab. Примечательно, что агентство получило награду в категории Brand Design за фирменный стиль для американского стартапа из Вашингтона. Разбираемся, зачем начинающей компании, предоставляющей бытовые услуги, а не разрабатывающей модные ИТ, понадобилась бренд-айдентика. И что это может означать для российских дизайнеров.

Малый бизнес и стартапы — сверхдинамичная среда, в которой развитием движут эксперименты. В таком неустойчивом состоянии заниматься полноценным брендингом, позиционированием и фирменным стилем — довольно необычно и несколько затратно. Но в США даже стартап пытается что-то придумать для своего бренда: оригинальный логотип или необычное название. Пусть это будет порой нечто странное и непонятное, но всё равно будет, потому что они борются за внимание аудитории. Помните «Пегого Дудочника» из сериала «Кремниевая долина»?

Рынок США сверхконкурентный и крайне требовательный. Чтобы клиенты или инвесторы заметили ваш проект, «цены-качества» недостаточно. Стартап должен быть правильно упакован при первом выходе в свет. Второго шанса произвести впечатление может не быть.

В России компании чаще всего выходят на рынок либо с плохим дизайном, либо вообще без него. Сложно найти пример, чтобы на старте и продукт, и дизайн были одинаково хороши.

Если проект без инвестиций и запуск без бюджета, то тут, конечно, не до дизайна, лучше полностью сконцентрироватся на качестве продукта. Но если есть даже небольшие деньги на маркетинг, то о фирменном стиле стоит подумать прежде всего — ведь это первое впечатление о компании и продукте.

Как стартап выбирал агентство: проще и ярче
Сегодня услугами по переезду, уборке и косметическому ремонту в России сложно удивить, а в США и подавно. В данном секторе правит локальный малый бизнес, и качество обслуживания, к сожалению, не всегда на высоте. Этот факт и стал причиной создания It Is Easy — история компании началась в тот момент, когда одна американская семья приняла решение переехать в другой штат. Пережив на собственном опыте весь кошмар организации переезда, было решено открыть свою собственную компанию. Так родился It Is Easy — сервис, который упрощает жизнь и быт.

На сегодняшний день компания предлагает несколько услуг: Moving (переезды), Cleaning (уборка) и Painting (покраска стен, потолков). Позже планируют добавить Cooking (готовка на дому). Взаимодействие с клиентом строится по принципу звонка соседу — максимально упрощается процесс приёма и расчёта заказа, а общение с клиентом выглядит, как дружеская беседа.

Владельцы It is Easy искали агентство, которое предложит яркую и оригинальную концепцию бренда. Визуальная коммуникация должна вызывать вау-эффект, при этом быть максимально простой и понятной. В финале остались два агентства — из России и США. Цены были сопоставимые, местные дизайнеры лучше понимали менталитет, но работы российского агентства клиенту нравились больше, и он решил рискнуть.

От смелых решений к новому формату айдентики
Так как компания-заказчик оказывает разные услуги, в BrandLab решили разрабатывать динамичную айдентику, когда фирменный стиль умеет адаптироваться под каждый отдельный сервис и не терять связь с головным брендом. А поскольку название компании задаёт высокую планку по простоте и дружелюбности, то и графическая составляющая бренда должна быть победой над сложностью, стать синонимом минимализма. Так было создано четыре концепции: AWARD (награда), SNAP (щелчок), ASSURANCE (уверенность) и BUNDLE (набор).

Концепция AWARD

Чтобы хлопоты по дому не усложняли жизнь, их нужно поручать профессионалам. Поэтому в первой концепции решили подчеркнуть экспертность команды It Is Easy. Здесь дизайн бренда символизирует награду за отличный сервис. Фирменный знак, напоминающий медаль или печать, олицетворяет гарантию и выполненные обязательства. Строгий плотный шрифт в названии подчеркивает уверенность и серьёзность намерений. It is easy — не игра слов, а констатация факта. Цветные «сервисные» принты внутри фигуры оживляют логотипы и делают их не только жизнерадостным, но и функциональными.

Концепция SNAP
It is easy = it’s a snap. Это визуализация звука щелчка пальцами: он стал логической точкой и восклицанием в конце фразы. Второй смысл в логотипе — сияние и блеск. Как в прямом, так и переносном смысле.

Концепция ASSUARANCE

Здесь акцент на таких качествах компании: ответственность, дисциплина, чёткость и технологичность. Двойная галочка подчёркивает, что всё не только сделано, но и перепроверено. Фирменный знак, напоминающий checkbox, подтверждает — Yes, it is easy. Это единственный вариант из всех, где применяется классический подход со статичной айдентикой.

Победитель: концепция BUNDLE
Эта идея выражает модульность бизнеса — потребитель выбирает нужный набор услуг, это почти как конструктор! Простые геометрические фигуры визуально поддерживают концепцию easy, а цветовые сочетания позитивны.

У каждого бизнес-направления свои цвета и расположение фигур, но бренд при этом целостный. Это здорово, если потребитель, взаимодействуя с нашим динамичным и немного игривым брендом, будет испытывать эмоции. Имея три слова в названии, мы акцентировали это графически и получили три самостоятельных элемента. Буквально «на раз-два-три!», усилив этим коммуникационный эффект.

Выбор
Наш опыт показывает, что российский бизнес чаще всего выбирает традиционные, «безопасные» варианты.

Даже когда мы видим, что в брифе есть запрос в стиле «удивите нас», после серии уточнений понимаем, что клиент не готов к инновациям в корпоративном дизайне.

А вот наши американские клиенты рискнули и выбрали самый смелый концепт — Bundle.

Спустя год после запуска нового бренда уверенность в правильном выборе только усиливается. Наряду с хорошим обслуживанием, заказчики часто отмечают дизайн автофургона, стильных грузчиков, фирменную упаковку и яркую рекламу. Это то, что выделяет компанию на рынке и позволяет завоёвывать новых клиентов в конкурентной нише.

Вывод: если вы работаете для людей, а не для роботов, и производите не мобильные приложения, а потребительские товары и услуги, то важно понимать, что люди часто склонны делать выводы по первому впечатлению. Это и есть эмоции от бренда.

Результат
По результатам нашего проекта, дизайн которого отмечен наградой Red Dot, мы сформулировали три принципа, руководствуясь которыми вы сможете разработать достойную айдентику даже для молодой компании.

Не бойтесь экспериментировать. Фирменный стиль — лицо вашего бренда, витрина бизнеса. Если вы похожи на всех остальных, то у вас нет собственного лица. Тогда почему потребитель должен выбрать именно вас, если вокруг полно аналогов?

Дайте свободу дизайнеру, пусть сначала представит свой собственный вариант, а потом уже исполняет вашу задумку. Кстати, если вы не дизайнер, лучше не делайте айдентику самостоятельно — эксперименты хорошо получаются у профессионалов.

Вариантов для выбора должно быть несколько. Где их взять? Если у вас нет бюджета на известные агентства, привлеките несколько (но не одного!) фрилансеров, устройте между ними честное состязание с хорошим призом. Или сделайте оплачиваемый тендер для агентств — это малозатратная модель поможет сделать выбор. В бесплатных тендерах профессионалы, увы, не участвуют. Но никогда не выбирайте только из одного варианта.

Управляйте креативом. Как понять, перед вами действительно уникальный фирменный стиль или поделка, или ещё хуже — подделка? Протестируйте на потребителях, онлайн-опрос стоит недорого, а проводится всего за неделю. Если на это нет средств, зовите на помощь экспертов, они помогут оценить и выбрать лучшее решение. В крайнем случае протестируйте на ближайшем окружении, но только не верьте всем.

Источник http://www.cossa.ru/cases/174968/

Возврат к списку

Говорим и показываем